В современном мире идеалами для подражания принято считать того кто имеет деньги и машины модные тенденции современности. Религиозная практика секты представляет собой, лишь искаженную форму христианской. Жизнь ее духовных лидеров далеко отстоит от идеала святости – ложь и лицемерие являются для них обыденным явлением. «Для Фамусова - высокий чин, авторитет в обществе, множество душ - вот идеал»- /А.Грибоедов/. Таково определение идеала для пастыря в церкви.
«Навязчивые идеалы оказалось слишком сильной, чтобы так просто выяснить её причины. Вот если бы мы могли узнать скрытые комплексы, мотивы. «Какие-то идеалы явно пробивала себе дорогу в запутанном лабиринте её мыслей. Но мои идеалы, - говорит Э.Пуаро, - следуют в несколько ином направлении, нежели ваши. Я чувствую, что в этом деле наглядные факторы могут быть обманчивы. Согласен с вами – эти идеалы устарели, в наши дни титул ничего не значит. Ему нравилось подавать людям новые идеалы или как в данном случае, приподымать завесу над их собственными скрытыми мыслями» - /Агата Кристи – писатель – детектив/.
«Ладно, мой опыт говорит, что в ваших странных идеалах всегда есть рациональное зерно» -/А.Конан-Дойл - писатель-детектив/. А как на счет истинных идеалов, есть ли они? и понимаем ли мы что такое идеал любви для подражания.
У нас стало два христианства, два христианских идеала: один для баптистов, другой для харизматиков третий – для простого народа. Такое разделение Христова идеала можно считать нелепым принципиально и крайне вредным практически. Вот почему и горько нам сознавать, что мой умный и добрый сердцем друг склонен разделять предрассудок, выросший на почве человеческого религиозного недомыслия. Этот вредный предрассудок, друг мой, тебе не к лицу, и я прошу тебя со мной вместе продумать еще раз, поставленный мной вопрос.
Итак, одно христианство или два или много? Един ли Христов идеал или различен? Думаю, согласишься со мной без спора, что христианство одно и Христов идеал един. Но, может быть, в идеале различные ступени совершенства? Друг! Ведь это же нелепость! Разве в идеале бывают высшие и низшие ступени? Ведь идеал – бесконечность, а бесконечность всегда себе равна. Ты знаешь, где кратко выражен идеал христианства? В Евангелии: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - /Мт.5.48/. Допустимы ли какие-нибудь степени в этом идеале? Конечно, в достижении этого «будьте совершенны» может быть бесчисленное множество ступеней, но идеал-то остается все - же единым, и он един для всех. Христос ведь учил не монахов, а всех людей, - и учил одному. Право же, друг, мне как-то неловко раскрывать Евангелие и доказывать то, что само собой ясно. Увы, в наше время вражда к христианству ослепила многих настолько, что они готовы отвергать даже истины самоочевидные. Чтобы заградить уста разделяющих идеал Христов. Можно приведу замечательные слова И. Златоуста, в которые советую вдуматься и тебе, чтобы согласиться со мной. И. Златоуст пишет: «Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что другое требуется от разных сект, а другое от простого народа» - /Илларион Троицкий/. Идеал коммуны ориентировался на первую христианскую общину. Та уродливая практика построения «справедливого общества», которую мы помним, доказывает лишь одно: что без Бога, без Церкви, без Евангелия все самое лучшее обезображивается и превращается в уродство. Тем не менее, если уж говорить об идеалах, в идее социализма (психологически очень несовершенной) больше нравственной правды, чем в капитализме. Могут ли социалисты быть союзниками православных? В деле обуздания безудержной алчности олигархов-пастырей. В заботе о страждущих людях, в патриотизме и противостоянии содомскому разврату – думаю, да. Но вообще-то идеология и религия – разнонаправленные векторы развития личности. Религия это вертикаль, а горизонтали могут быть разными.
Франц. ideal, от греч. idla, от eidein, видеть. Образец совершенства, высшая конечная цель стремлений, деятельности существующий только для кого-то воображении, для кого-то наяву. Следовательно, уже церковь не идеальна, потому как лично для меня слово идеал, синоним слову безукоризненный, то есть нет укора, нет не одного аспекта, который хоть как то бы негативно отражался на вашей жизни. «Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века: на чём стоит церковь. Как мало существует моральный идеал, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте» - /Эдуард Фукс/.
«И если идеал пастыря всем (даже тем, кто враждебно относится к Церкви) понятен – это Сам Спаситель, то разговоры о том, - говорит А.Ткачёв – протоиерей, - насколько нынешнее духовенство далеко от этого идеала, возможно ли в принципе его достижение и что мешает этому, ведутся разные, и часто выводы делаются поверхностные и поспешные. Главная трудность всё та же – «упёртость - упрямство имеет только форму характера, но не его содержание» -/И.Кант/, в жизни нужно быть упёртым но не бараном в невежестве человеческого сердца по отношению к слову Божиему. Выбирай: упрямство осла, или тупость барана. В жизни людей много суеты, много усталости – и мало внимания. Человек стал рассеянным, не сосредотачивает внимание на вещах духовного содержания». Вместе с тем между пастырем и любым другим человеком церкви установлены отношения идеала и величин, стремящихся к идеалу, равняющихся на идеал и не достигающих идеала. Идеалы могут не быть логичными – они должны быть субъективно истинными, то есть помогать человеку в осуществлении его миссии: давать ему для этого энергию и направление пути.
Однако найти свои идеалы может быть нелегко, ввиду постоянной агрессивности окружающей среды к Божественной воли, которой человек может долгое время не замечать вовсе. Но и после того, как идеал в первом приближении обнаружен, человеку предстоит еще долгий путь его оформления и защиты от той, же самой среды, которая будет мешать человеку на пути уточнения идеала ничуть не меньше, чем на этапе его поисков. Поиск идеала часто превращается в картину, когда человек идёт по жизни, как бы, с поднятыми руками. Он нашёл кумира пастыря, выискал идеал икону. Слово «идеал» по смыслу близко или тождественно слову «штамп». Видимо путём хитрых и даже грязных манипуляций, стремление к идеалу превращается в погоню за стандартом, который часто не просто далёк от идеала, а ему противоположен.
Без идеалов (хотя бы неосознанных или парадоксальных) жить нельзя, поскольку они представляют собой основной и ничем не заменимый источник энергии организма. Сложность заключается в особой избирательности Божественной воли, для которого энергия идеалов, не соответствующих миссии, оказывается неприемлемой. В этом источник жизненных трагедий всех людей, чья миссия заключается в выработке новых, ранее не признаваемых обществом идеалов. Старыми идеалами эти будущие пастыри и вестники питаться (читай – вдохновляться) не могут, а открывать новые, во-первых, трудно, а во-вторых, опасно (могут разорвать на куски по всем телам, начиная с Божественной воли – в этом смысл церковного раздора).
Если уподобить энергию идеалов воде на общем рельефе Божественной воли, плана, то с ней можно делать то же, что люди обыкновенно делают на поверхности Земли. Кто ищет источник, кто уже нашел и бурит скважину, кто грабит богатых соседей, а кто делает себе отводной канал из общедоступного и давно известного источника – широкой реки. По последнему пути идут обширные массы верующих, искренне считающих, что важнейшая Божественная обязанность – это забота о них лично себялюбие, но, ни в коей мере не склонных Ему служить в ущерб своему эго лат. ego — «я».
Применительно к идеалам это означает, что они, с одной стороны, дают человеку устойчивость, силы и вдохновение, а с другой – требуют, чтобы он им соответствовал, то есть выполнял определенную идеалом заповедь, которая может входить в противоречие с интересами человеческого эго.
Идеалы можно сравнить с маяками (которые одновременно являются питательными пунктами) на извилистой реке индивидуальной эволюции. Для того чтобы увидеть идеал, нужно приложить некоторое усилие; «силою берётся, и употребляющие усилие восхищаю его» - /Мт.11.12/, зато приближение к нему вознаграждается значительным энергетическим квантом – пока не показался следующий маяк, автоматически отменяющий старый и требующий от человека перемены курса. Конечно, идеалы редко меняются на прямо противоположные, но корректируются в течение жизни иногда очень существенно. Однако кроме своих маяков, можно часто увидеть чужие, или пиратские сигнальные огни, заманивающие корабль на скалы, а также старые бакены, не святящиеся сами по себе, но лишь отражающие брошенный на них свет и не указывающие никакого пути – таковы кукольные идеалы.
На мой взгляд, очень правильный ответ дал французский историк XIX века Томас Карлейль в своей работе «Герои, почитание героев и героические истории»: «Идеалы никогда в полной мере не осуществляются в действительности, но они должны существовать, если мы вовсе не будем к ним приближаться, то все погибнем». Таким образом, именно благодаря стремлению к идеалу, в частности к идеалу человека, происходит прогресс в обществе». Каждая система морали создает свой идеал человека и правильной жизни в качестве образца, достойного подражания. В каждой этике церкви, если имеется сектантский идеал человека. Для его воплощения в жизнь строительство церкви создает необходимые материальные и духовные предпосылки. Этот идеал обобщает все лучшее, что характеризует облик протестантских руководителей, сознательных строителей своей церкви. А есть ли там Христос, вот вопрос. Без Христа идеал пастырь человек и его система религиозности.
Христианские идеологи в нашей стране иногда заявляют, что сектантский идеал человека близок христианскому идеалу личности и потому христианское воспитание способствует формированию нового человека. Но может ли религия в каком-то смысле способствовать этому? Какой образ выдвигает христианство в качестве идеальной человеческой личности? Нравственное христианское учение не пустое и мечтательное произведение фантазии, не отвлеченная моральная система, а воплощение живого нравственного идеала, Который жил среди людей чисто человеческой жизнью, был во всем нам подобен, кроме греха.
Противостояние истины и идеала очень хорошо видно во взаимоотношениях людей церкви. Большинство из нас стараются соответствовать своему собственному идеалу, который, как правило, совпадает с идеалами других людей. Этот идеал нам внушили в детстве. Но беда в том, что этот идеал только оболочка, как скорлупа у яйца. Некоторые люди имеют красивую «скорлупу» здания, но какой за ней «цыпленок» - это десятый вопрос. За их идеальным поведением ты его не увидишь. Очень уж красива «скорлупа», очень уж нравится ей любоваться и очень уж не хочется ее разрушать, чтобы докопаться до «цыпленка». А цыплёнка не приметил!
«Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремиться к лучшему – все выше и выше!» - /М. Горький/.
Воплощенный идеал разведчика, - пробормотала она. - Бестелесен, как мысль, и с такими четкими контурами, что только что не блестит» - /Шарон Ли/. Идеал должен быть на недосягаемой высоте, как всё наше христианство и наши христианские образцы. Но от того, что мы не можем их достигнуть, мы не должны впадать в уныние.
«Особое место в ряду лирико-психологических романов А.Кристи занимает роман «Роза и тис», содержащий философские размышления о времени и выборе, о смысле и причудливом многообразии жизни и о трудном пути покаяния и духовного возрождения, по которому следует человек в поисках нравственного идеала. Для самой А.Кристи этот идеал заключается в гармоничном существовании человека в единении с природой и окружающим миром» - /Н.Тусина - кандидат филологических наук/
Известный ученый и врач Николай Иванович Пирогов признался: «Мне нужен был отвлечённый, недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда ещё не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, - я нашёл для себя этот идеал. Я стал искренне верующим, не потеряв своих приобретенных разумом и опытом научных убеждений».
«В нагорной проповеди выражены Христом и вечный идеал, к которому свойственно стремиться людям, и та степень его достижения, которая уже может быть в наше время достигнута людьми. Идеал состоит в том, чтобы не иметь зла ни на кого, не вызвать недоброжелательства ни в ком, любить всех; заповедь же, указывающая степень, ниже которой вполне возможно не спускаться в достижении этого идеала, в том, чтобы не оскорблять людей словом. И это составляет первую заповедь. Идеал — полное целомудрие даже в мыслях; заповедь, указывающая степень достижения, ниже которой вполне возможно не спускаться в достижении этого идеала, — чистота брачной жизни, воздержание от блуда. И это составляет вторую заповедь.
Идеал - не заботиться о будущем, жить настоящим часом; заповедь, указывающая степень достижения, ниже которой вполне возможно не спускаться - не клясться, вперед не обещать ничего людям. И это - третья заповедь. Идеал, - никогда ни для какой, цели не употреблять насилия; заповедь, указывающая степень, ниже которой вполне возможно не спускаться, - не платить злом за зло, терпеть обиды, отдавать рубаху. И это - четвертая заповедь. Идеал - любить врагов, ненавидящих нас; заповедь, указывающая степень достижения, ниже которой вполне возможно не спускаться, - не делать зла врагам, говорить о них доброе, не делать различия между ними и своими согражданами» - /Л.Толстой/.
Божественный идеал в христианстве очень подробно описан в Библии, поэтому он известен каждому христианину этой религии. Однако, несмотря на тот факт, что даже дети-верующих церкви знают, каков идеал человека с точки зрения христиан, этот идеал не достижим. Эталоном для каждого адепта данной религии является Иисус Христос и его земная жизнь, а Иисус, как известно с Библии, был не простым человеком, а сыном Бога. Так как Христос был безгрешным, а каждый человек, согласно христианскому верованию, «рожден в грехе», божественного идеала людям достичь невозможно, поэтому христиане, как и мусульмане, должны вести праведную жизнь, чтобы в Судный день оказаться достойными вечной жизни в раю.
«Идеал сам по себе не меняется, так как имеет источником Евангелие - Благовестие Христово, которое не может измениться. А отношение к нему, конечно, меняется в истории, и теперь нередко люди новых поколений склонны представлять его как маргинальное, безнадежно устаревшее наследие предков, от которого пора отказаться. Но мы воочию наблюдаем, последствия такого решения: когда отказ от нравственных христианских норм становится явным, все начинает рушиться. Поэтому пора опомниться, и, громко провозгласив: «Назад к отцам», вернуть нравственный евангельский закон в нашу жизнь, чтобы он снова водрузился на своем святом месте.
Идеал — предел совершенства, который индивидуум намечает себе или чему-либо еще. Мысль об идеале вообще заключает в себе признание возможности свободного развития, роста того, для чего намечается идеал, и признание предельности — хотя бы и временной — этого развития. Человек может намечать себе идеал личного познания, идеал нравственного совершенства. Корыстолюбец может намечать себе как идеал приобретение миллиона или более. Идеалы человека могут быть ограниченными, узкими и широкими. Всеобъемлющими идеалами являются религиозные — они охватывают человека во всех сторонах его духа и деятельности и исходят из веры, что идеал есть нечто объективное, неизменное и что действительность представляет или отступление от идеала, или приближение к нему. Характерны два религиозных идеала - буддийский и христианский. Буддизм, рассматривая существование, как зло, всякую действительность, представляющую отступление от небытия, трактует как отступление от идеала. Жизнь есть зло, причина жизни есть желание жизни; благо, идеал есть небытие, средство его достижения - уничтожение в себе желания бытия. Христианство учит, что жизнь есть благо, когда она проникнута свободою, руководится знанием истины, одухотворена любовью. Буддизм приглашает к умалению духа, христианство говорит - «духа не угашайте» -/1Фес.5.19/. Христианство призывает к беспредельному усовершению в знании и любви: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» - /Мт.5.28/. Идеал буддизма есть нуль, идеал христианства есть бесконечность» - /С.Глаголев/.
Идеалы: служить делу, а «не лицам». Идеал высшего блага (нем. Ideal des hochsten Guts) — важнейшее понятие практической философии Канта, понятие идеала в любви Христа. Идеал расшифрует – истина должна его абсолютно любить. Идеал любви христианско-византийского мира. Если сегодня, когда история христианства уже насчитывает две тысячи лет, мы зададимся вопросом, каков же главный вклад его в человеческую культуру, то, почти не задумываясь, можем ответить идеал всеобъемлющей любви как основы человеческого бытия. Идеал всеобъемлющей, всепронизывающей и всепрощающей любви возник и сформировался в позднеантичном мире, в наиболее целостном и завершенном виде в сфере религиозного сознания, ибо без освящения божественным авторитетом он практически не мог стать достоянием общественного сознания древнего мира и возник он, как отрицание противоположного идеала.
«Идеал, высшая идея, является стержневым структурным элементом существованием человека и общества». Этическим началом является человек, достигший безусловного нравственного совершенства; научным идеалом является истина; эстетическим идеалом является красота. Каждый человек имеет свои особые идеалы и свое представление об идеалах. Идеал противополагается действительности, а иногда понимается как наиболее полное выражение действительности.
«Подлинным идеалом человека является Христос. Христос был вековечный от века идеал, к которому стремится и по закону природы. Должен, стремится человек» - утверждал Ф.Достоевский/. «Жалок тот, кто живёт без идеала» - /И.Тургенев/. Идеал, как наглядное, доступное чувствам выражение внутреннего содержания, имеет посредством воображения сильное влияние на жизнь и служит одним из самых могущественных ее двигателей. А потому, несмотря на все видоизменения идеала, в основании его должна лежать Высшая истина Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» - /Ин.14.6/ - сообразность с Божественными законами внутренней и внешней жизни.
«Бог есть любовь» - /1Ин.4.8.16/ в этой краткой формуле глубин¬ный общечеловеческий смысл христианства, который, увы, до сих пор остается в целом непонятым человечеством, люди же которые постигли, может быть величайший, идеал человеческого бытия, почитаются в нашем социуме сумасшедшими, больны¬ми, в лучшем случае чудаками».
Источники: Библия. Сергей С. Глаголев, - доктор богословия, профессор Московской духовной академии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Он ждет тебя - Богданова Наталья Мой ответ знакомой, готовящейся к
поминкам мамы и посетившей шесть
монастырей, вместо семи...
По совету одной верующей женщины...